«Ақмола облысы білім басқармасының Сандықтау ауданы бойынша білім бөлімі Каменка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесіне
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Каменка отдела образования по Сандыктаускому району управления образования Акмолинской области»

Мы в соц.сетях

 

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Программа экологического объединения "ЭКОС" на 2020-2021 уч.г.

                                                        

 

Школьное экологическое объединение «Экос» является общественной независимой организацией. Приём в члены «Экос» осуществляется на добровольных началах для обучающихся ГУ «Каменская средняя школа» на общешкольной линейке.

 

Целью деятельности школьного экологического отряда «Экос» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся школы.

 Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

- планирование ряда экологических событий, направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;

- создание условия для участия учащихся в охране окружающей среды;

- воспитание любви и бережного отношения к природе;

- улучшение трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников;

- объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности по благоустройству сельских территорий;

- воспитание бережного отношения к природным богатствам своего края, рационального природопользования, эстетического оформления территории села и конкретно школьной территории;

- формирование навыков ведение исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека;

- развитие самостоятельности в действиях по улучшению экологической обстановки.

Программа деятельности школьного экологического отряда «Экос» рассчитана на 1 год и включает три направления природоохранной работы:

- просветительская;

- общественно-полезная;  

- учебно-познавательная.

 

В основу программы положены принципы:

  • возможности личного участия в образовательном процессе обучающихся младше себя;
  • возможность личного участия в выявлении экологических проблем, принятия и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
  • обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;
  • теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
  • отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

Острота экологических проблем выдвинула перед школой задачу огромной важности: воспитание молодого поколения в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных богатств.

Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Основным критерием эффективности экологического воспитания явится широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
  • бережное отношение к природе;
  • творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
  • самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
  • духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.

К концу года учащиеся должны знать:

  • предмет изучения экологии, основные законы экологии;
  • связь между человеком и природой;
  • многообразие экологических групп комнатных растений;
  • основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
  • природу родного края;
  • связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

  • изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • осуществлять систематический уход за живыми организмами;
  • изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • прокладывать маршрут экологической тропы;
  • уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
  • изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
  • участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.

Формы подведения итогов:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • листовки, буклеты, газеты;
  • тематические альбомы;
  • театрализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание рабочей программы

 

Вступление (3 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

 

Практические занятия:

  1. Изучение календаря экологических дат.

 

Тема 1. Взаимосвязи в природе (16 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. Особенности внешнего строения коры деревьев. Изучение опухолей на растениях. Исследование динамики изменения климата по годичным кольцам деревьев. Определение температурного и ветрового режима в городе. Бытовой мусор. Проблема его утилизации.

Практические занятия:

  1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
  2. Исследование опухолей растений.
  3. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.
  4. Интеллектуальная игра «Удивительный мир животных».
  5. Исследование динамики изменения климата по годичным кольцам древесных растений.
  6. Каким воздухом мы дышим?
  7. Определение ветрового режима в городе.
  8. Температура воздуха в городе.
  9. Викторина «Очисти планету от мусора».
  10. Познавательная игра «Подружись с природой».

 

Экскурсии:

  1.  Особенности внешнего строения коры деревьев.
  2. Исследование опухолей растений в лесопарке.
  3. Каким воздухом мы дышим?

 

Тема 2. Уникальный мир живой природы (15 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах. Рекорды животного и растительного мира. Зимующие птицы. Удивительный подводный мир.

 

Практические занятия

  1. Изучение растений классного зелёного уголка.
  2. Составление памяток за растениями в кабинете географии.
  3. Роль комнатных растений.
  4. Цветы в легендах и мифах.
  5. Птицы Акмолинской области.
  6. Викторина «Птицы Казахстана».
  7. Рекорды животного мира.
  8. Игра «Счастливый случай».
  9. Викторина «Живые барометры в животном и растительном мире».
  10. Фотоконкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили».

 

Экскурсии:

        1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»

 

Тема 3. Экология жилища (13 часов).  Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Экологически грамотный покупатель. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.

 

Практические занятия:

  1. Экология жилья: от избы к современной квартире.
  2. Изучение традиций питания в России.
  3. Деловая игра «Что обозначают индексы пищевых добавок?»
  4. Как правильно прочитать этикетку на одежде?
  5. Правила обращения с лекарственными препаратами.
  6. Экологически опасные факторы в быту.
  7. Учет водопотребления в семье.
  8. Энергопотребление в моей семье.
  9. Оценка материально-жилищного уровня жизни семьи.

 

Тема 4. Экологические катастрофы и их последствия ( 7 часов).

Почему исчезли динозавры? Глобальное потепление или похолодание? Земная кора в движении. Кладбище химического оружия на дне моря. Припять: город-призрак. Защита от космических визитеров.

 

Практические занятия:

  1. Глобальное потепление или похолодание?
  2. Земная кора в движении.
  3. Защита от космических визитеров.
  4. Устный журнал «Берегите свою планету».

 

Тема 5. Охрана природы (15 часов). Кодекс охотника и браконьерство. Постановка экологической сказки «Лесной спецназ».. Проведение викторины для учеников начальной школы. Книга рекордов собак и кошек. Дети Маугли.

Практические занятия:

  1. Подготовка и постановка экологической сказки « Лесной спецназ, или Кто спасет зеленый лес?».
  2. Виртуальная экскурсия..
  3. Экологическая игра «Птичья школа».
  4. Викторина «Азбука эколога».
  5. «Удивительный мир животных» конкурс-игра.
  6. Развлекательная игра «Путешествие ручейков».
  7. «Удивительное рядом» викторина для учеников начальной школы.
  8. Экологический марафон.
  9. Книга рекордов собак и кошек.

 

Подведение итогов работы ( 2 часа).

 

Практические занятия:

  1. Презентация подготовленного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы.

сентябрь

1

Экскурсия «Красота вокруг нас» - фоторепортаж

 

2

Уход за растениями на школьном дворе: уборка листьев, полив цветов

 

3

 

 

4

 День Байкала. Беседа «Интересные факты о Байкале»

 

5

Волшебница-осень. Беседа о сезонных изменениях в природе. Прогулка-фантазия. Осенний букет

 

6

Прогулка-фантазия. Сбор природного материала.

 

7

 22 сентября - Всемирный день без автомобилей. Беседа о загрязнении воздуха автомобилями.

 

8

 

 

9

Экологическая игра «Лукошко грибника» 

Экологическая операция «Чистый двор»

 

10

Прогулка-задание. Определить виды деревьев и кустарников вокруг нашей школы. Собрать гербарий.

 

11

Работа с бумагой. Аппликация из листьев. «Осеннее дерево»

 

октябрь

1

Всемирный день защиты животных. Просмотр фильма о животных.

 

2

Уголок природы. Наблюдение за аквариумными рыбами.

 

3

 16 октября - Всемирный день питания. Беседа о правильном питании. Прогулка-практикум. Правила поведения на природе.

 

4

«В мире животных»- лепка из пластилина.

 

5

КВН «Мы друзья природы»

 

ноябрь

1

 Международный день энергосбережения.

Беседа «Что дарит нам планета»

 

2

12 ноября - Синичкин день. Акция «Покормите птиц»

(изготовление кормушек)

 

3

15 ноября -День вторичной переработки. Операция «Вторая жизнь упаковки».

 

4

Наблюдение за птицами

 

5

Просмотр видеофильма «Зимние картинки». Конкурс рисунков.

 

6

 День домашних животных.  Мы и домашние животные. Кошка и собака -наши четвероногие друзья.

 

декабрь

1

Здравствуй, зимушка-зима! Стихи о зиме. Прогулка-наблюдение «Художница Зима»

 

2

«Зимние зарисовки»- конкурс рисунков

 

3

11 декабря. Международный день гор.

«Горные пейзажи»- просмотр презентации. Конкурс рисунков.

 

4

Зимние картины, созданные словом и музыкой. (просмотр зимних пейзажей, прослушивание  аудиозаписи музыкальных произведений).

 

5

Экскурсия-наблюдение за птицами.

 

январь

1

Снеговичок. Познавательная беседа.

 

2

В гостях у радуги. Игра.

 

3

Викторина «Мир вокруг нас»

 

февраль

1

В гостях у Лесовичка. Кто живет в лесу?

 

2

 

 

3

Викторина «Лесные загадки»

 

март

1

 1 марта - День кошек. Конкурс на лучшее исполнение стихов, песни, рассказов о кошках. Беседа о правильном уходе за кошками

 

2

Уголок природы. Комнатные растения.

 

3

Что такое Красная книга ? Беседа.

 

4

21марта-Международный день леса. О чем поведал лесовичок. Что растет в лесу.

 

22 марта Всемирный день воды  «Без чистой воды ни туды, и ни сюды»-беседа.

 

5

Викторина «В мире растений и животных»

 

апрель

1

КВН «День птиц» . Прогулка-наблюдение «Птицы, что рядом с нами живут.

 

2

КВН «Времена года»

 

3

Веснянка знакомит с новыми растениями.

 

4

Экологическая операция «Чистый двор»

 

5

Устный журнал «Зеленый наряд нашей планеты» (День Земли).

 

6

День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах . Рассказ о Чернобыльской аварии

 

7

Праздник-игра  «В гостях у Берендея» Прогулка-наблюдение «Как появляется листочек»

 

май

1

День Солнца. Беседа «Чтобы солнышко светило»

 

2

 Беседа «Не оставляйте костер в лесу». Рисование листовок «Правила поведения в лесу»

 

 

3

В стране Мастеров. Лепка из пластилина животных. Прогулка-наблюдение « Удивительное -рядом» (о растениях)

 

4

Растения лечат. Беседа о лекарственных растениях. Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.

 

5

Прогулка-наблюдение «Мир насекомых»

 

 


Текст