Школьное экологическое объединение «Экос» является общественной независимой организацией. Приём в члены «Экос» осуществляется на добровольных началах для обучающихся ГУ «Каменская средняя школа» на общешкольной линейке.
Целью деятельности школьного экологического отряда «Экос» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся школы.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- планирование ряда экологических событий, направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;
- создание условия для участия учащихся в охране окружающей среды;
- воспитание любви и бережного отношения к природе;
- улучшение трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников;
- объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности по благоустройству сельских территорий;
- воспитание бережного отношения к природным богатствам своего края, рационального природопользования, эстетического оформления территории села и конкретно школьной территории;
- формирование навыков ведение исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека;
- развитие самостоятельности в действиях по улучшению экологической обстановки.
Программа деятельности школьного экологического отряда «Экос» рассчитана на 1 год и включает три направления природоохранной работы:
- просветительская;
- общественно-полезная;
- учебно-познавательная.
В основу программы положены принципы:
Острота экологических проблем выдвинула перед школой задачу огромной важности: воспитание молодого поколения в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных богатств.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Основным критерием эффективности экологического воспитания явится широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.
Ожидаемый результат.
В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:
К концу года учащиеся должны знать:
К концу года учащиеся должны уметь:
Формы подведения итогов:
Содержание рабочей программы
Вступление (3 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.
Практические занятия:
Тема 1. Взаимосвязи в природе (16 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. Особенности внешнего строения коры деревьев. Изучение опухолей на растениях. Исследование динамики изменения климата по годичным кольцам деревьев. Определение температурного и ветрового режима в городе. Бытовой мусор. Проблема его утилизации.
Практические занятия:
Экскурсии:
Тема 2. Уникальный мир живой природы (15 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах. Рекорды животного и растительного мира. Зимующие птицы. Удивительный подводный мир.
Практические занятия
Экскурсии:
1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»
Тема 3. Экология жилища (13 часов). Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Экологически грамотный покупатель. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.
Практические занятия:
Тема 4. Экологические катастрофы и их последствия ( 7 часов).
Почему исчезли динозавры? Глобальное потепление или похолодание? Земная кора в движении. Кладбище химического оружия на дне моря. Припять: город-призрак. Защита от космических визитеров.
Практические занятия:
Тема 5. Охрана природы (15 часов). Кодекс охотника и браконьерство. Постановка экологической сказки «Лесной спецназ».. Проведение викторины для учеников начальной школы. Книга рекордов собак и кошек. Дети Маугли.
Практические занятия:
Подведение итогов работы ( 2 часа).
Практические занятия:
План работы.
сентябрь |
||
1 |
Экскурсия «Красота вокруг нас» - фоторепортаж |
|
2 |
Уход за растениями на школьном дворе: уборка листьев, полив цветов |
|
3 |
|
|
4 |
День Байкала. Беседа «Интересные факты о Байкале» |
|
5 |
Волшебница-осень. Беседа о сезонных изменениях в природе. Прогулка-фантазия. Осенний букет |
|
6 |
Прогулка-фантазия. Сбор природного материала. |
|
7 |
22 сентября - Всемирный день без автомобилей. Беседа о загрязнении воздуха автомобилями. |
|
8 |
|
|
9 |
Экологическая игра «Лукошко грибника» Экологическая операция «Чистый двор» |
|
10 |
Прогулка-задание. Определить виды деревьев и кустарников вокруг нашей школы. Собрать гербарий. |
|
11 |
Работа с бумагой. Аппликация из листьев. «Осеннее дерево» |
|
октябрь |
||
1 |
Всемирный день защиты животных. Просмотр фильма о животных. |
|
2 |
Уголок природы. Наблюдение за аквариумными рыбами. |
|
3 |
16 октября - Всемирный день питания. Беседа о правильном питании. Прогулка-практикум. Правила поведения на природе. |
|
4 |
«В мире животных»- лепка из пластилина. |
|
5 |
КВН «Мы друзья природы» |
|
ноябрь |
||
1 |
Международный день энергосбережения. Беседа «Что дарит нам планета» |
|
2 |
12 ноября - Синичкин день. Акция «Покормите птиц» (изготовление кормушек) |
|
3 |
15 ноября -День вторичной переработки. Операция «Вторая жизнь упаковки». |
|
4 |
Наблюдение за птицами |
|
5 |
Просмотр видеофильма «Зимние картинки». Конкурс рисунков. |
|
6 |
День домашних животных. Мы и домашние животные. Кошка и собака -наши четвероногие друзья. |
|
декабрь |
||
1 |
Здравствуй, зимушка-зима! Стихи о зиме. Прогулка-наблюдение «Художница Зима» |
|
2 |
«Зимние зарисовки»- конкурс рисунков |
|
3 |
11 декабря. Международный день гор. «Горные пейзажи»- просмотр презентации. Конкурс рисунков. |
|
4 |
Зимние картины, созданные словом и музыкой. (просмотр зимних пейзажей, прослушивание аудиозаписи музыкальных произведений). |
|
5 |
Экскурсия-наблюдение за птицами. |
|
январь |
||
1 |
Снеговичок. Познавательная беседа. |
|
2 |
В гостях у радуги. Игра. |
|
3 |
Викторина «Мир вокруг нас» |
|
февраль |
||
1 |
В гостях у Лесовичка. Кто живет в лесу? |
|
2 |
|
|
3 |
Викторина «Лесные загадки» |
|
март |
||
1 |
1 марта - День кошек. Конкурс на лучшее исполнение стихов, песни, рассказов о кошках. Беседа о правильном уходе за кошками |
|
2 |
Уголок природы. Комнатные растения. |
|
3 |
Что такое Красная книга ? Беседа. |
|
4 |
21марта-Международный день леса. О чем поведал лесовичок. Что растет в лесу. |
|
22 марта Всемирный день воды «Без чистой воды ни туды, и ни сюды»-беседа. |
|
|
5 |
Викторина «В мире растений и животных» |
|
апрель |
||
1 |
КВН «День птиц» . Прогулка-наблюдение «Птицы, что рядом с нами живут. |
|
2 |
КВН «Времена года» |
|
3 |
Веснянка знакомит с новыми растениями. |
|
4 |
Экологическая операция «Чистый двор» |
|
5 |
Устный журнал «Зеленый наряд нашей планеты» (День Земли). |
|
6 |
День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах . Рассказ о Чернобыльской аварии |
|
7 |
Праздник-игра «В гостях у Берендея» Прогулка-наблюдение «Как появляется листочек» |
|
май |
||
1 |
День Солнца. Беседа «Чтобы солнышко светило» |
|
2 |
Беседа «Не оставляйте костер в лесу». Рисование листовок «Правила поведения в лесу»
|
|
3 |
В стране Мастеров. Лепка из пластилина животных. Прогулка-наблюдение « Удивительное -рядом» (о растениях) |
|
4 |
Растения лечат. Беседа о лекарственных растениях. Экскурсия к цветущим плодовым деревьям. |
|
5 |
Прогулка-наблюдение «Мир насекомых» |
|