Развитие навыков грамотного письма на занятиях развивающего характера
В начальных классах закладываются основы грамотного письма и от того, насколько они будут сформированы, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать в дальнейшем программу русского языка. Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения на занятиях развивающего характера: комментированное письмо, орфографическое проговаривание, графическое выделение орфограмм, вставление пропущенных букв, индивидуальные карточки, взаимоконтроль в процессе работы в парах.
Каждое занятие дополняю наглядным материалом, таблицами, опорными схемами, постерами, что дает простор для творческой деятельности детей. Одним из важных приемов считаю орфографическое проговаривание.
Начинаем письмо с проговаривания по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее. Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинается проговаривание шепотом, постепенно оно переводится его на мысленное проговаривание. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувства коллективизма и товарищества.
Постепенно переходим к приему «Списывание». Списывание тоже основано на проговаривании по слогам, но предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Дети читают слово по слогам и, так же проговаривая, записывают. Сосредоточить внимание на списывании мне помогает игра «Как птичка зернышки клюет?». Задаю вопрос: «Как птичка зернышки клюет?». Дети показывают движением головы: вверх – вниз, вверх – вниз, на вопрос: «А как мы будем зернышки клевать?», хором отвечают: «В книжку – в тетрадь, в книжку – в тетрадь».
- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет лучшей птичкой, - продолжаю я.
- Самой лучшей птичкой будет тот, кто все задание выполнит быстро, красиво, грамотно, - отвечают дети.
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, умение сравнивать, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Вскоре начинаем осваивать прием « Комментированное письмо».
Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала опираюсь на комментирование хорошо читающих детей: Потыльчакова Артема, Сальникову Снежану, Лубенченко Владислава и постепенно подключаю в работу всех остальных. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление. Дети приучаются говорить четко, обоснованно, у них вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. Очень нравится обучающимся выполнять задание на отыскивание ошибок в словах.
Выполняя регулярно такие упражнения, обучающиеся формируют орфографическую зоркость, вырабатывают навыки грамотного письма.
А без грамматических зарядок, орфографических сказок, «запоминалок», игр, карточек и перфокарт, в которые включаю словарные слова или слова, в которых были допущены ошибки, или слова на какую-то определенную тему, просто невозможно проводить занятия. Поэтому стараюсь использовать интересный по содержанию дидактический материал, подбираю его с постепенным нарастанием трудности выполнения. Стараюсь на занятиях создать свободную атмосферу, где дети обращаются с вопросами, высказывают свое мнение, соглашаются или спорят друг с другом или со мной. Эти методические приемы позволяют мне предупредить ошибки у детей, развить орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль, интерес к предмету.