«Ақмола облысы білім басқармасының Сандықтау ауданы бойынша білім бөлімі Каменка ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесіне
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Каменка отдела образования по Сандыктаускому району управления образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік.желілер

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Развитие навыков грамотного письма на занятиях развивающего характера

01.03.2017

Развитие навыков грамотного письма на занятиях развивающего характера          

В начальных классах закладываются основы грамотного письма и от того, насколько они будут сформированы, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать в дальнейшем программу русского языка. Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения на занятиях развивающего характера: комментированное письмо, орфографическое проговаривание, графическое выделение орфограмм, вставление пропущенных букв, индивидуальные карточки, взаимоконтроль в процессе работы в парах.

Каждое занятие дополняю наглядным материалом, таблицами, опорными схемами, постерами, что дает простор для творческой деятельности детей. Одним из важных приемов считаю орфографическое проговаривание. 
Начинаем письмо с проговаривания по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее. Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинается проговаривание шепотом, постепенно оно переводится его на мысленное проговаривание. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувства коллективизма и товарищества. 
Постепенно переходим к приему «Списывание». Списывание тоже основано на проговаривании по слогам, но предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Дети читают слово по слогам и, так же проговаривая, записывают. Сосредоточить внимание на списывании мне помогает игра «Как птичка зернышки клюет?». Задаю вопрос: «Как птичка зернышки клюет?».  Дети показывают движением головы: вверх – вниз, вверх – вниз,  на вопрос: «А как мы будем зернышки клевать?»,  хором отвечают: «В книжку – в тетрадь, в книжку – в тетрадь».
- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет лучшей птичкой, - продолжаю я. 
- Самой лучшей птичкой будет тот, кто все задание выполнит быстро, красиво, грамотно, - отвечают дети. 
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, умение сравнивать, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции. 
Вскоре начинаем осваивать прием « Комментированное письмо». 
Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала опираюсь на комментирование хорошо читающих детей: Потыльчакова Артема, Сальникову Снежану, Лубенченко Владислава и постепенно подключаю в работу всех остальных. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление. Дети приучаются говорить четко, обоснованно, у них вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. Очень нравится обучающимся выполнять задание на отыскивание ошибок в словах. 

Выполняя регулярно такие упражнения,  обучающиеся формируют орфографическую зоркость, вырабатывают навыки грамотного письма.
А без грамматических зарядок, орфографических сказок, «запоминалок», игр, карточек и перфокарт, в которые включаю словарные слова или слова, в которых были допущены ошибки, или слова на какую-то определенную тему, просто невозможно проводить занятия. Поэтому стараюсь использовать интересный по содержанию дидактический материал, подбираю его с постепенным нарастанием трудности выполнения. Стараюсь на занятиях создать свободную атмосферу, где дети обращаются с вопросами, высказывают свое мнение, соглашаются или спорят друг с другом или со мной. Эти методические приемы позволяют мне предупредить ошибки у детей, развить орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль, интерес к предмету. 

Просмотров: 517


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст